Моя педагогическая концепция.
"Музыкальное воспитание -
это не воспитание музыканита, а прежде всего воспитание человека"
В.А.Сухомлинский
Основными задачами современной школы являются: подготовка учащихся к жизни, формирование личности, развитие интересов. И особая роль в этом принадлежит музыкальному воспитанию. Именно музыка больше, чем какое-либо другое искусство обращено к чувству. Именно искусство возвышает человека, делает внутренний мир богаче. И именно музыкальное воспитание должно внести свою долю в формирование мировоззрения школьников.
Моя задача : прививать детям интерес и любовь к музыке, расширять их музыкальный кругозор, понимать музыкальную речь.
«Смертный грех учителя – быть скучным.» (Гербарт).
Мало знать хорошо свой предмет, нужно быть интересным.
На уроке я стараюсь создавать благоприятную, радостную, творческую атмосферу.
Каждый урок направляю не только на раскрытие темы четверти или ее элементов, но и на художественную форму, воплощенную в сценарии, эмоционально-смысловую драматургию, план и нравственно-эстетическую кульминацию. Большое значение уделяю атмосфере урока, которая создает нужный психологический настрой, будит фантазию, воображение детей, создает условия для активизации усвоения знаний посредством включения в деятельность всех учащихся.
Каким бы оснащенным ни был учебно-воспитательный процесс, его результативность целиком и полностью зависит от личности учителя. Преподаватель музыки должен быть творческой личностью с развитым воображением и художественным мышлением, богатой духовной культурой. Он должен быть тонким психологом, владеющим искусством художественно-педагогического общения, интеллигентным, широко образованным современным человеком с активной жизненной позицией и доброжелательным интересом к людям.
Воспитательные возможности музыки чрезвычайно велики. И чем раньше дети узнают и полюбят хорошую музыку, тем плодотворнее будет протекать процесс воспитания, формирование личности, высококультурного человека.
Воспитание творческой, всесторонне развитой личности – вот то, к чему я стремлюсь.. И как учитель музыки, отчётливо представляю себе свою роль в этом многогранном и сложном процессе, понимаю воспитательные и познавательные возможности музыки.
Важнейшее значение в развитии интереса детей к музыке принадлежит творчеству. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, логику, интуицию. Чтобы творческие проявления детей на уроке носили активный и эмоциональный характер, я использую на уроке комплекс педагогических воздействий:
1.Специальные формы: игра, сказка, викторина.
2. Музыкально-художественные импровизации.
3.Творческие задания.
4.Создание проблемной ситуации.
5.ИКТ, Интернет-ресурсы.
В своей практической деятельности я стремлюсь творчески подходить к любому процессу, чтобы ученики чувствовали радость от новых представлений, умений, собственных творческих открытий.
Опыт моей педагогической деятельности был представлен на 4-м Международном конкурсе «Учитель музыки 21 века»
Моё основное кредо «…учитель музыки должен быть музыкально образованным педагогом... Он должен любить музыку как живое искусство, ему самому и носящее радость, он должен относиться к музыке с волнением, никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, что не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен»
"Если человек поёт, слушает-он уже живёт, любит,чувствует."(В.Медушевский)
Немаловажное место на моём уроке занимает хоровое пение. Практически каждый ребёнок обладает природными голосовыми и слуховыми данными. И моя задача-развивать эти задатки. Во время вокально-хоровой работы большое внимание уделяю певческой установке, дыханию, звукообразованию, дикции. Для плохоинтонирующих детей я применяю фонопедическую методику В.В.Емельянова. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.
Результаты фонопедических упражнений:
- Расширение диапазона
- Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка
- Усиление насыщенности звука
- Полетность
- Улучшение вибрато
- Большая певучесть звука
- Свобода
- Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
Одним из любимых занятий на уроке является импровизация. Практический опыт показывает её влияние на музыкальное развитие учащихся. В ней они видят радость творчества. В импровизации ребёнок раскрепощается, выступая с собственной мелодией, интонацией. Было замечено, что пробудить интерес к пению легче в ходе импровизации.
Еще Дм.Лихачев сказал: « Нет дела человечнее, чем пение»
Результатом вокально-хоровой работы является ежегодное участие в конкурсах «Февральский ветер», «Поющий край», где занимаем призовые места.
Особое внимание в своей работе уделяю проектной деятельности. Я работаю по этому направлению третий год. Проект «Вдохновение» находится в действии. Благодаря тому, что на базе нашей школы существует филиал детской школы искусств, в нашей школе, согласно плану, проходят концерты хоровой и классической музыки. Ежегодно стараюсь вывозить детей в Пензенскую филармонию. Виден интерес к проектной деятельности учащихся и это огромный плюс, который стимулирует мою творческую деятельность.
Образование находится сейчас на пути поиска новых форм и подходов к обучению. В
школах вводятся новые предметы. Я верю в то, что мой предмет, творческие навыки, сама музыка помогут детям в будущем. В душе и по призванию - я музыкант. А на моём уроке дети имеют уникальную возможность выражать себя в звуке, игре, пении. Музыка помогает им снять комплекс, зажатость.
А самое главное, конечно же, мои дети очень любят петь. И я учу их выразительному, красивому пению. «Нам песня строить и жить помогает!»
"Несказанна, благоуханна красота музыки. Для слушателей она - струение чистых благодатных энергий, омывающих сердце и осветляющих душу". В.Медушевский.